За несколько лет действия закона об обязательном автостраховании далеко не все автовладельцы поняли, зачем оно вообще нужно. Не поняли, но привыкли, что надо платить. Теперь будем привыкать, что платить придется больше процентов на 20 как минимум. Что будет с законом об ОСАГО в целом, никто не говорит, хотя все активно обсуждают детали.
По-моему, страховщики просто не хотят оставаться в стороне, видя, как банкиры и финансисты купаются в миллиардах. Под шум глобального финансового кризиса, когда игра идет на миллиарды и триллионы, они хотят не только проиндексировать выплаты автовладельцев, но и компенсировать свои неизбежные затраты, уже принятые законодательно, да еще и извлечь какую-нибудь выгоду. Похоже, что автогражданкой дело не кончится, и в обязательном порядке страховать нам придется все подряд. Но пока речь идет только об автомобилях.
Строго говоря, при введении обязательного автострахования прогнозировалось, что эта мера будет способствовать наведению порядка на российских автодорогах и четкой компенсации ущерба. Прогнозы в целом не оправдались. Порядка больше не стало, но стало больше бумажной возни и ничем не оправданных выплат неизвестно кому. А со страховыми выплатами вообще возникла ситуация, когда компании фиксируют огромное количество «липовых» документов, что ведет к немалым убыткам.
Недавно Российский союз автостраховщиков (РСА), Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Росстрахнадзор выступили с инициативой повысить стоимость ОСАГО. Повысить предлагается процентов на 20, но точной цифры еще нет, как нет пока еще и самого законопроекта. Ведутся споры - повышать ли и на сколько. Готовится новый законопроект, эксперты собираются в Думе и пытаются найти истину. Скорее всего истина будет содержаться в определенной сумме, которую каждому водителю придется выкладывать ежегодно.
Все произойдет быстро и технично. Ловкость рук разного рода лоббистов и изготовителей подобных законопроектов хорошо известна. Вот, к примеру, вчера в Думе прошло заседание Экспертного совета по законодательству о страховании комитета Госдумы по финансовому рынку под председательством депутата Государственной Думы, президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Александра Коваля. Накануне ожидалось, что в работе совета примут участие заместитель директора департамента финансовой политики Министерства финансов РФ Вера Балакирева, руководитель Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Илья Ломакин-Румянцев, представители Федеральной налоговой службы РФ, Министерства юстиции РФ, Министерства экономического развития РФ, а также руководители ведущих российских страховых компаний. Там состоялся разговор об автогражданке.
Глава Российского союза страховщиков, член думского комитета по финансовому рынку Александр Коваль считает, что повышение тарифов ОСАГО неизбежно, потому что страховщики столкнулись с убыточностью. Повышение тарифов - это только вопрос времени, сказал он корреспонденту «МП», комментируя обсуждение очередного законопроекта - о введении возмещения утраты товарной стоимости (УТС).
По словам Коваля, законопроект об УТС будет вынесен на рассмотрение совета Думы. Будучи его автором, Коваль тем не менее против введения нового вида возмещений. Он пояснил, что суды начали возмещать УТС, и законопроект потребовался, чтобы упорядочить этот процесс. Если бы не это, депутат, по его словам, не стал бы вносить законопроект: после ремонта автомобиль может стать еще лучше, но ремонт влечет УТС. А за что в данном случае платить?
Коваль согласен с позицией главы Росстрахнадзора Ильи Ломакина-Румянцева в том, что за пять лет действия закона качество услуги должно повышаться. Однако количество жалоб растет из года в год. Депутат считает необходимым предусмотреть законодательные меры по повышению качества оказываемой услуги. При этом связывать повышение тарифа с УТС Коваль бы не стал. «Мне кажется, мы зайдем очень далеко и запутаемся», - сказал Коваль и предупредил, сославшись на кризис, что мы столкнемся с тем, что возмещать УТС не сможем.
Вообще новые нормы в виде поправок к поправкам появляются, потому что приняты когда-то старые. А старые нормы, принятые в дополнение к закону об ОСАГО, не так давно ударили по кошелькам страховых компаний, обязав их выплачивать больше. Если бы у российского общества была какая-нибудь сверхидея, скажем, национальная идея, страховщики восприняли бы это спокойно, потому что так выгодно обществу, так в обществе появляются мир и гармония, а самим страховщикам надо просто нормально работать, чтобы эта гармония ничем не нарушалась. Но такой идеи в стране нет. Зато есть другая: зарабатывай.
Илья Ломакин-Румянцев сказал корреспонденту «МП», что «речь идет не о повышении тарифов, а об их коррекции»:
- Мы говорим не о дорогих или дешевых машинах, а об автомобилях, риск от которых больше. Например, о такси. А в Москве вообще даже обсуждается снижение тарифа, - заявил он.
С другой стороны, страховые компании все же настаивают на повышении. По словам представлявшей в Думе страховщиков Надежды Мартьяновой, рынок захлестнула волна липовых справок о ДТП.
- Они фиксируются сплошь и рядом. Они вызывают волну убыточности. В Москве еще можно разобраться, и здесь убыточность 68 - 70 процентов. А в регионах она 120 - 140 процентов. Идет вал фальсификаций, приходится проводить повторные проверки, а это - 15 тысяч рублей за каждую, - сообщила Мартьянова.
Страховщики уверены, что тариф нужно повышать. А кроме того, и с этим согласны уже все эксперты, необходимо внести в закон ответственность сотрудников МВД, на которых иначе «повлиять нельзя». Впрочем, по мнению Ломакина-Румянцева, на страховщиков тоже повлиять непросто.
- Вам следовало бы задуматься о своем поведении, когда, заведомо зная, что проиграете в суде, вы занижаете стоимость ущерба, - обратился он к представителям компаний.
В общем, эксперты согласны, что закон об ОСАГО в целом должен работать не на какую-нибудь одну сторону, а на пользу всему обществу. Но вот водителей - тех, кто, к примеру, отъездил год, два, три без аварий и, получается, платит за кого-то, - вообще не спрашивают.
- Нет, ОСАГО мне пока никак не помогало. И слава богу. А платить больше или не платить - какая разница? Повысят цену - будем платить, не повысят - не будем. Это как бензин: сколько бы ни стоил - все равно все будут заправляться, - сказал корреспонденту «МП» автомобилист со стажем Илья.
Так рассуждают многие: примут закон - будем платить. Но почему, зачем это нужно? Ведь в убытке все - и водители, и компании.
Игорь Ефимов, Лев Московкин
[Via http://www.newsland.ru]
Подпишитесь на каналы
Сообщения [Atom]
Отправить комментарий