Руководство завода объяснило применение вексельной схемы «неблагоприятной экономической ситуацией и возникновением кассовых разрывов», но при этом сообщалось, что завод «намерен полностью выполнить свои обязательства перед предприятиями-смежниками». По подсчетам независимых экспертов, наблюдающих за отраслью автомобилестроения и производства автокомпонентов, в декабре 2008 года кассовый разрыв составлял 15 млрд рублей.
Что ВАЗу хорошо…
Вексель стал популярной темой в разговорах в январе этого года, когда АвтоВАЗ сообщил, что по декабрьским долгам перед поставщиками он будет рассчитываться с применением вексельной системы. Только 30% долга автозавод сегодня платит деньгами, остальные же 70% — векселями. При этом бумаги самого АвтоВАЗа составляют лишь половину векселей. Вторая половина — векселя аффилированных с автозаводом тольяттинских банков.
Такую же систему расчетов АвтоВАЗ использует и для расчета по январской задолженности (при этом НДС завод платит деньгами), сообщил «Часкору» один из крупнейших поставщиков АвтоВАЗа.
Руководство завода объяснило применение вексельной схемы «неблагоприятной экономической ситуацией и возникновением кассовых разрывов», но при этом сообщалось, что завод «намерен полностью выполнить свои обязательства перед предприятиями-смежниками». В декабре кассовый разрыв составил 15 млрд рублей, и возник он в первую очередь из-за перехода на оплату дилерами автомобилей по факту. Для покрытия кассового разрыва АвтоВАЗ запрашивал госпомощь у государства, но государство предпочло помочь косвенно (введение пошлин на иномарки, бесплатная транспортировка товарных авто на Дальний Восток и пр.).
АвтоВАЗ обращался недавно в правительство за госгарантиями на сумму до 10 млрд рублей. Изначально завод рассчитывал получить 26 млрд рублей, но подписанное в прошлую субботу постановление правительства ограничило сумму на одного заемщика 10 млрд рублей, писала в среду газета «Ведомости» со ссылкой на президента автоконцерна Бориса Алешина.
Переход АвтоВАЗа на вексельную схему дает заводу отсрочку по платежам в 3—6 месяцев, до марта — июня, что снижает вероятность остановки производства из-за отсутствия денежных средств. Выбранная схема способна сократить месячный объем расходов на закупку комплектующих АвтоВАЗа на 40%. С учетом доли компонентов в производственных расходах компании отток средств предприятия сократится на 20%, что, принимая во внимание простой АвтоВАЗа в январе, может полностью устранить проблемы дефицита оборотных средств уже к концу февраля.
Тем не менее стоит отметить, что данная мера не снижает рисков АвтоВАЗа в среднесрочной перспективе: в случае сохранения рецессии на автомобильном и финансовом рынках во втором квартале 2008 года эффект отложенных платежей лишь усилит давление на автозавод.
28 мая АвтоВАЗу предстоит оферта по облигациям на 5 млрд рублей, до 4 июня необходимо погасить биржевые облигации на 3 млрд рублей, а до 5 июня — закрыть кредит Сбербанка на 5 млрд рублей (по данным отчетности завода, на которые ссылается РИА «Новости»).
Поставщики не в восторге
Естественно, поставщики АвтоВАЗа не испытывают восторга от вексельной схемы. Мало того что положенные им деньги поступают с большой задержкой, так еще и инфляция да рост курса доллара и евро съедают деньги на глазах. Но у многих из них, особенно у мелких поставщиков, не остается выбора — они не могут диктовать свои условия автогиганту. Поэтому им, вероятно, придется прибегать к таким же мерам при расчете с субпоставщиками либо пытаться получить кредитование в банках под залог полученных векселей. Однако кредиты под эти векселя банки дают под очень высокий процент — 25% годовых, что сопоставимо с потерями от дисконтного погашения векселя.
По информации «Часкора», поставщики покрупнее, от поставок которых напрямую зависят экономические показатели автозавода, ведут долгие переговоры с руководством АвтоВАЗа. Но максимум, чего они смогли добиться, — это увеличения объема поставок на сумму, равную потерям от вексельной схемы. Отдельные поставщики-гиганты и вовсе позволили себе полностью прекратить поставки своей продукции на АвтоВАЗ, нанеся тем самым ощутимый имиджевый ущерб автозаводу, — в настоящее время АвтоВАЗ вынужден выпускать с конвейера недоукомплектованные автомобили. Продать их в таком виде нельзя, поэтому некондиционные авто загоняются в отстойники до лучших времен, усугубляя проблему с низкой реализацией вазовских автомобилей.
Из истории вопроса
Для тех, кто совсем не знает, что такое вексель (а таковых, к нашему удивлению, оказалось не так уж и мало), представляем вводную лекцию. Вексель — это один из самых древних финансовых инструментов. Появился он в Италии в XII веке, поэтому множество терминов, связанных с векселями (индоссамент, аваль), имеют итальянское происхождение. В те времена вексель использовался при проведении операций, связанных с обменом валюты. Меняла, получив денежные средства, выдавал долговую расписку, платеж по которой можно было получить через оговоренный срок в другом месте.
При всем своем удобстве вексель имеет ряд недостатков. Во-первых, вексель — это все-таки просто бумажка, а не деньги, столь любимые и всем необходимые. Во-вторых, при досрочном обмене векселя на деньги часть их безвозвратно теряется. И в-третьих, по векселю очень часто можно вообще ничего не получить.
Тема векселя увековечена в мировой литературе. Так, в пьесе А.Н. Островского «Свои люди — сочтемся» купец Самсон Силыч Большов векселя ругает: «На-ко, говорит, вексель. А по векселю-то с иных что возьмешь! Вот у меня есть завалящих тысяч на сто, и с протестами; только и дела, что каждый год подкладывай. Хошь за полтину серебра все отдам!.. Все вексель да вексель! А что такое это вексель? Так, бумага, да и всё тут. И на дисконту отдашь, так проценты слупят, что в животе забурчит, да еще после своим добром отвечай».
Суть же вексельной схемы, которая начинает реализовываться уже в эти дни, выглядит следующим образом. АвтоВАЗ расплачивается векселями, деньги по которым, напомним, можно получить не ранее чем через 3—6 месяцев. Чуть позже в Тольятти открываются 5—7 фирм, которые готовы купить векселя АвтоВАЗа прямо сейчас, но с дисконтом в 25—30%. Во всяком случае, так в Тольятти было в 90-е годы. И надо ли говорить, что фирмы-скупщики, являясь юридически совершенно независимыми, фактически же имели некоторое отношение к АвтоВАЗу. По оценке ветеранов рынка производства автокомпонентов, на вексельной схеме АвтоВАЗу удавалось сэкономить 20—30% расходов на закупке комплектующих.
Вексельная схема на АвтоВАЗе существовала довольно долго, практически все 90-е годы. Руководство завода она устраивала, поскольку позволяла обогащаться на скупке собственных долгов. Терпели ее и поставщики — рентабельность бизнеса в те годы была гораздо выше, чем сейчас, поэтому даже издержки, связанные с продажей векселей АвтоВАЗа с дисконтом, позволяли производителям автокомплектующих получать баснословные прибыли.
Но по мере снижения доходности самой отрасли постепенно отмирала и вексельная схема. Последним ударом по ней стало знаменитое «песочное дело», выявившее в вексельной схеме коррупционную составляющую, в результате чего сам термин «вексель», по крайней мере применительно к АвтоВАЗу, стал ассоциироваться с чем-то незаконным и подозрительным.
[Via http://newsland.ru]
Подпишитесь на каналы
Сообщения [Atom]
Отправить комментарий