Авто новости
четверг, 19 февраля 2009 г.
  "АвтоВАЗ" возвращает платежи векселями

Руководство завода объяснило применение вексельной схемы «неблагоприятной экономической ситуацией и возникновением кассовых разрывов», но при этом сообщалось, что завод «намерен полностью выполнить свои обязательства перед предприятиями-смежниками». По подсчетам независимых экспертов, наблюдающих за отраслью автомобилестроения и производства автокомпонентов, в декабре 2008 года кассовый разрыв составлял 15 млрд рублей.

Что ВАЗу хорошо…

Вексель стал популярной темой в разговорах в январе этого года, когда АвтоВАЗ сообщил, что по декабрьским долгам перед поставщиками он будет рассчитываться с применением вексельной системы. Только 30% долга автозавод сегодня платит деньгами, остальные же 70% — векселями. При этом бумаги самого АвтоВАЗа составляют лишь половину векселей. Вторая половина — векселя аффилированных с автозаводом тольяттинских банков.

Такую же систему расчетов АвтоВАЗ использует и для расчета по январской задолженности (при этом НДС завод платит деньгами), сообщил «Часкору» один из крупнейших поставщиков АвтоВАЗа.

Руководство завода объяснило применение вексельной схемы «неблагоприятной экономической ситуацией и возникновением кассовых разрывов», но при этом сообщалось, что завод «намерен полностью выполнить свои обязательства перед предприятиями-смежниками». В декабре кассовый разрыв составил 15 млрд рублей, и возник он в первую очередь из-за перехода на оплату дилерами автомобилей по факту. Для покрытия кассового разрыва АвтоВАЗ запрашивал госпомощь у государства, но государство предпочло помочь косвенно (введение пошлин на иномарки, бесплатная транспортировка товарных авто на Дальний Восток и пр.).

АвтоВАЗ обращался недавно в правительство за госгарантиями на сумму до 10 млрд рублей. Изначально завод рассчитывал получить 26 млрд рублей, но подписанное в прошлую субботу постановление правительства ограничило сумму на одного заемщика 10 млрд рублей, писала в среду газета «Ведомости» со ссылкой на президента автоконцерна Бориса Алешина.

Переход АвтоВАЗа на вексельную схему дает заводу отсрочку по платежам в 3—6 месяцев, до марта — июня, что снижает вероятность остановки производства из-за отсутствия денежных средств. Выбранная схема способна сократить месячный объем расходов на закупку комплектующих АвтоВАЗа на 40%. С учетом доли компонентов в производственных расходах компании отток средств предприятия сократится на 20%, что, принимая во внимание простой АвтоВАЗа в январе, может полностью устранить проблемы дефицита оборотных средств уже к концу февраля.

Тем не менее стоит отметить, что данная мера не снижает рисков АвтоВАЗа в среднесрочной перспективе: в случае сохранения рецессии на автомобильном и финансовом рынках во втором квартале 2008 года эффект отложенных платежей лишь усилит давление на автозавод.

28 мая АвтоВАЗу предстоит оферта по облигациям на 5 млрд рублей, до 4 июня необходимо погасить биржевые облигации на 3 млрд рублей, а до 5 июня — закрыть кредит Сбербанка на 5 млрд рублей (по данным отчетности завода, на которые ссылается РИА «Новости»).

Поставщики не в восторге

Естественно, поставщики АвтоВАЗа не испытывают восторга от вексельной схемы. Мало того что положенные им деньги поступают с большой задержкой, так еще и инфляция да рост курса доллара и евро съедают деньги на глазах. Но у многих из них, особенно у мелких поставщиков, не остается выбора — они не могут диктовать свои условия автогиганту. Поэтому им, вероятно, придется прибегать к таким же мерам при расчете с субпоставщиками либо пытаться получить кредитование в банках под залог полученных векселей. Однако кредиты под эти векселя банки дают под очень высокий процент — 25% годовых, что сопоставимо с потерями от дисконтного погашения векселя.

По информации «Часкора», поставщики покрупнее, от поставок которых напрямую зависят экономические показатели автозавода, ведут долгие переговоры с руководством АвтоВАЗа. Но максимум, чего они смогли добиться, — это увеличения объема поставок на сумму, равную потерям от вексельной схемы. Отдельные поставщики-гиганты и вовсе позволили себе полностью прекратить поставки своей продукции на АвтоВАЗ, нанеся тем самым ощутимый имиджевый ущерб автозаводу, — в настоящее время АвтоВАЗ вынужден выпускать с конвейера недоукомплектованные автомобили. Продать их в таком виде нельзя, поэтому некондиционные авто загоняются в отстойники до лучших времен, усугубляя проблему с низкой реализацией вазовских автомобилей.

Из истории вопроса

Для тех, кто совсем не знает, что такое вексель (а таковых, к нашему удивлению, оказалось не так уж и мало), представляем вводную лекцию. Вексель — это один из самых древних финансовых инструментов. Появился он в Италии в XII веке, поэтому множество терминов, связанных с векселями (индоссамент, аваль), имеют итальянское происхождение. В те времена вексель использовался при проведении операций, связанных с обменом валюты. Меняла, получив денежные средства, выдавал долговую расписку, платеж по которой можно было получить через оговоренный срок в другом месте.

При всем своем удобстве вексель имеет ряд недостатков. Во-первых, вексель — это все-таки просто бумажка, а не деньги, столь любимые и всем необходимые. Во-вторых, при досрочном обмене векселя на деньги часть их безвозвратно теряется. И в-третьих, по векселю очень часто можно вообще ничего не получить.

Тема векселя увековечена в мировой литературе. Так, в пьесе А.Н. Островского «Свои люди — сочтемся» купец Самсон Силыч Большов векселя ругает: «На-ко, говорит, вексель. А по векселю-то с иных что возьмешь! Вот у меня есть завалящих тысяч на сто, и с протестами; только и дела, что каждый год подкладывай. Хошь за полтину серебра все отдам!.. Все вексель да вексель! А что такое это вексель? Так, бумага, да и всё тут. И на дисконту отдашь, так проценты слупят, что в животе забурчит, да еще после своим добром отвечай».

Суть же вексельной схемы, которая начинает реализовываться уже в эти дни, выглядит следующим образом. АвтоВАЗ расплачивается векселями, деньги по которым, напомним, можно получить не ранее чем через 3—6 месяцев. Чуть позже в Тольятти открываются 5—7 фирм, которые готовы купить векселя АвтоВАЗа прямо сейчас, но с дисконтом в 25—30%. Во всяком случае, так в Тольятти было в 90-е годы. И надо ли говорить, что фирмы-скупщики, являясь юридически совершенно независимыми, фактически же имели некоторое отношение к АвтоВАЗу. По оценке ветеранов рынка производства автокомпонентов, на вексельной схеме АвтоВАЗу удавалось сэкономить 20—30% расходов на закупке комплектующих.

Вексельная схема на АвтоВАЗе существовала довольно долго, практически все 90-е годы. Руководство завода она устраивала, поскольку позволяла обогащаться на скупке собственных долгов. Терпели ее и поставщики — рентабельность бизнеса в те годы была гораздо выше, чем сейчас, поэтому даже издержки, связанные с продажей векселей АвтоВАЗа с дисконтом, позволяли производителям автокомплектующих получать баснословные прибыли.

Но по мере снижения доходности самой отрасли постепенно отмирала и вексельная схема. Последним ударом по ней стало знаменитое «песочное дело», выявившее в вексельной схеме коррупционную составляющую, в результате чего сам термин «вексель», по крайней мере применительно к АвтоВАЗу, стал ассоциироваться с чем-то незаконным и подозрительным.

[Via http://newsland.ru]

 
Комментарии:

Отправить комментарий





<< Главная страница

Архивы
03.08.2008 / 04.08.2008 / 05.08.2008 / 06.08.2008 / 07.08.2008 / 08.08.2008 / 09.08.2008 / 10.08.2008 / 11.08.2008 / 12.08.2008 / 13.08.2008 / 14.08.2008 / 15.08.2008 / 16.08.2008 / 17.08.2008 / 18.08.2008 / 19.08.2008 / 20.08.2008 / 21.08.2008 / 22.08.2008 / 23.08.2008 / 24.08.2008 / 25.08.2008 / 26.08.2008 / 27.08.2008 / 28.08.2008 / 29.08.2008 / 30.08.2008 / 07.09.2008 / 08.09.2008 / 09.09.2008 / 10.09.2008 / 11.09.2008 / 12.09.2008 / 13.09.2008 / 15.09.2008 / 16.09.2008 / 17.09.2008 / 18.09.2008 / 19.09.2008 / 20.09.2008 / 21.09.2008 / 22.09.2008 / 23.09.2008 / 24.09.2008 / 25.09.2008 / 26.09.2008 / 27.09.2008 / 28.09.2008 / 29.09.2008 / 30.09.2008 / 01.10.2008 / 02.10.2008 / 03.10.2008 / 04.10.2008 / 05.10.2008 / 06.10.2008 / 07.10.2008 / 08.10.2008 / 09.10.2008 / 10.10.2008 / 11.10.2008 / 12.10.2008 / 13.10.2008 / 14.10.2008 / 15.10.2008 / 16.10.2008 / 17.10.2008 / 18.10.2008 / 19.10.2008 / 20.10.2008 / 21.10.2008 / 22.10.2008 / 23.10.2008 / 24.10.2008 / 25.10.2008 / 26.10.2008 / 27.10.2008 / 28.10.2008 / 29.10.2008 / 30.10.2008 / 31.10.2008 / 01.11.2008 / 02.11.2008 / 03.11.2008 / 04.11.2008 / 05.11.2008 / 06.11.2008 / 07.11.2008 / 08.11.2008 / 09.11.2008 / 10.11.2008 / 11.11.2008 / 12.11.2008 / 13.11.2008 / 14.11.2008 / 15.11.2008 / 16.11.2008 / 17.11.2008 / 18.11.2008 / 19.11.2008 / 20.11.2008 / 21.11.2008 / 22.11.2008 / 23.11.2008 / 24.11.2008 / 25.11.2008 / 26.11.2008 / 27.11.2008 / 28.11.2008 / 29.11.2008 / 30.11.2008 / 01.12.2008 / 02.12.2008 / 03.12.2008 / 04.12.2008 / 05.12.2008 / 06.12.2008 / 07.12.2008 / 08.12.2008 / 09.12.2008 / 10.12.2008 / 11.12.2008 / 12.12.2008 / 13.12.2008 / 14.12.2008 / 15.12.2008 / 16.12.2008 / 17.12.2008 / 18.12.2008 / 19.12.2008 / 20.12.2008 / 21.12.2008 / 22.12.2008 / 23.12.2008 / 24.12.2008 / 25.12.2008 / 26.12.2008 / 27.12.2008 / 28.12.2008 / 29.12.2008 / 30.12.2008 / 31.12.2008 / 01.01.2009 / 02.01.2009 / 03.01.2009 / 04.01.2009 / 05.01.2009 / 06.01.2009 / 07.01.2009 / 08.01.2009 / 09.01.2009 / 10.01.2009 / 11.01.2009 / 12.01.2009 / 13.01.2009 / 14.01.2009 / 15.01.2009 / 16.01.2009 / 17.01.2009 / 18.01.2009 / 19.01.2009 / 20.01.2009 / 21.01.2009 / 22.01.2009 / 23.01.2009 / 24.01.2009 / 25.01.2009 / 26.01.2009 / 27.01.2009 / 28.01.2009 / 29.01.2009 / 30.01.2009 / 31.01.2009 / 01.02.2009 / 02.02.2009 / 03.02.2009 / 04.02.2009 / 05.02.2009 / 06.02.2009 / 07.02.2009 / 08.02.2009 / 09.02.2009 / 10.02.2009 / 11.02.2009 / 12.02.2009 / 13.02.2009 / 14.02.2009 / 15.02.2009 / 16.02.2009 / 17.02.2009 / 18.02.2009 / 19.02.2009 / 20.02.2009 / 21.02.2009 / 22.02.2009 / 23.02.2009 / 24.02.2009 / 25.02.2009 / 26.02.2009 / 27.02.2009 / 28.02.2009 / 01.03.2009 / 02.03.2009 / 03.03.2009 /


Подпишитесь на каналы
Сообщения [Atom]

Hosted by uCoz