На фоне кризиса эксперты прогнозируют рост числа угонов автотранспорта. Причем основной добычей преступников станут машины эконом-класса, а сами угоны все чаще будут происходить в форме разбойных нападений. Специалисты советуют автовладельцам подготовиться к такому развитию событий.
5 февраля у судьи Арбитражного суда Санкт-Петербурга угнали Lexus RX-350 стоимостью 1 миллион 729 тысяч рублей. Несмотря на то, что автомобиль 2007 года выпуска был оборудован спутниковой сигнализацией, скрытой кнопкой подтверждения владельца, кнопкой тревоги и прочими «прибамбасами», преступникам понадобилось не более 10 минут на то, чтобы гнать дорогую иномарку.
6 февраля, только в течение одного дня, в Петербурге было угнано 24 автомобиля, из которых только 2 – отечественного производства. Кроме того, милиционеры задержали сразу несколько воришек, пытавшихся «раздеть» машины во Фрунзенском и Адмиралтейском районах. И в этот же день, по информации нашего источника, при попытке угона был убит хозяин иномарки, который пытался самостоятельно разобраться с преступниками...
По статистике, в северной столице в течение суток совершается от 30 до 40 угонов автотранспорта. По данным 6-го отдела УГИБДД, во втором полугодии 2008 года в час в среднем угонялось по одному авто.
Причем, наметилась новая тенденция: если до недавнего времени угонщики предпочитали дорогие автомобили класса «люкс» или машины среднего ценового сегмента, то теперь их интересы смещаются к «бюджетным» машинам. Из-за снижения платежеспособности населения и других последствий кризиса преступники начнут угонять авто не под заказ, а на запчасти или даже для себя. Кстати, в Америке, например, автомобильные воры давно так и поступают.
«За 2007 год в США угнано автомобилей на 7,4 млрд долларов, – рассказывает генеральный директор компании «Меджик системс», выпускающей противоугонные системы, Александр Мещерский. – Однако картина автоугонов в США и России до недавних пор кардинально различалась: в Америке угоняли преимущественно старые и не очень дорогие автомобили, а у нас – новые и дорогие».
Специалист объясняет, почему: типичный американский угонщик – это безработный или бедняк, который тащит автомобили для себя или своих родственников и не утруждается взломом сложных противоугонных систем, которые стоят на новых престижных авто. В России – наоборот. У нас чаще всего угоняют автомобили под заказ, а потому наши угонщики более профессиональны – им есть за что «работать».
Еще один любопытный факт: в США обычные противоугонные системы отлично справляются со своей задачей и, как правило, то, что на машине стоит, то ее и охраняет с высокой степенью надежности. Тогда как у нас статистика свидетельствует: большинство самых популярных противоугонных систем достаточно легко отключить, вскрыть или обойти. И это при том, что системы российского производства, по оценкам экспертов, качественнее иностранных. Так в чем же дело?
Специалисты объясняют это... психологией потребителя. Дело в том, что у производителя и потребителя – разная информация о продукте. Покупатели, обычно, ориентируется на цену и внешний вид системы, и получается, что все усилия производителя создать что-нибудь «этакое» – пропадают впустую.
«Поскольку большинство потребителей, зная по оценке СМИ, по отзывам знакомых о якобы слабой надежности систем защиты, предпочитают не тратиться и покупают систему средней ценовой группы, то и производителям ничего не остается, как волей-неволей пойти им навстречу, то есть выпускать массовый продукт с низкой себестоимостью и средней ценой, – говорит Александр Мещерский. – Отсюда вывод: массовое производство систем с низкой угоностойкостью вытесняет качественные дорогие охранные комплексы».
По данным исследований, 95% противоугонных систем подвержены взлому. Неудивительно, что при таких показателях лишь около 4% российских автовладельцев верят в надежность подобной защиты своего автомобиля.
Впрочем, как говорится, возможны варианты. Гендиректор компании «Аларм» Виталий Брянцев считает, что эффективность защитного комплекса не слишком зависит от его цены. Гораздо важнее – комплексная защита автомобиля. Логика проста: чем больше защитных систем – тем больше времени понадобится преступнику на их нейтрализацию. Установлено, что большинство обычных воришек бросают свою затею, если автомобиль не удается угнать в течение первых 6 минут. Представитель «Аларма» ратует за принцип «бутерброда», когда охранные комплексы ставятся на все, куда только можно.
Устанавливать в автомобиле именно комплекс защитных систем (звуковая сигнализация, система спутникового оповещения, различные механические приспособления, «секретки» и пр.) советуют практически все производители, а также представители правоохранительных органов. Правда, не следует забывать – стоимость всех этих «наворотов» может быть сопоставима со стоимостью самого автомобиля.
«100-процентно безопасной и надежной техники быть не может, но надо к этому стремиться, – говорит директор Северо-Западного филиала ГК «Аркан» Александр Юшин. – Причем, даже очень хорошая техника все равно не всегда гарантирует защиту. Вот мы, например, 5 лет назад очень серьезно вложились в разработку неугоняемой системы. Она действительно первое время была таковой, мы это даже в рекламных роликах подчеркивали. Однако постепенно и ее начали вскрывать. В итоге в одном из салонов мы нашли автомобиль с нашей системой, полностью подготовленный к угону. Так что, простой человеческий фактор – и вся техника оказывается бесполезной».
Для большей надежности мер по охране автомобиля некоторые специалисты предлагают использовать принцип «капусты», то есть послойной системы разных степеней защиты: если один «слой» угонщик вскроет, включается второй, третий... Впрочем, другие эксперты считают этот путь дорогостоящим и не слишком действенным. Тот же Александр Мещерский полагает, что гораздо эффективнее выбрать для защиты именно то, что нужно в данной ситуации и применимо к конкретному владельцу и его автомобилю.
И еще один важный принцип, пропагандируемый профессионалами: разумный компромисс между сложностью охранной системы и удобством ее использования. Например, Александр Юшин считает, что слишком сложную систему покупатели не берут – просто не хотят «заморачиваться». А некоторые упрощают себе жизнь настолько, что даже оставляют ключи в «бардачке». Правда, потом оказывается, что жизнь себе они изрядно усложнили...
Любопытную оценку перспективам ситуации с угонами дает председатель общественного Комитета защиты прав автомобилистов Александр Холодов. Он уверяет, что в 2008 году в Санкт-Петербурге, по сравнению с 2007 годом, угонов стало меньше, причем даже называет цифру: на полторы тысячи. Эксперт связывает это с нестандартными, по его словам, методами поиска угнанных авто.
Например, один из наиболее часто угоняемых автомобилей (как правило, на запчасти) «Шевроле-Нива» сотрудники ГИБДД держат под особым контролем, проводя детальную фотосъемку этих машин и тщательно сверяя все идентификационные номера при постановке любого автомобиля такой марки на учет. Эффективен, по мнению Холодова, также метод анализа информации от страховых компаний по поводу возмещения стоимости машины в связи с ее полной утратой.
Про прочие методы Холодов предпочел не распространяться, однако в качестве заслуживающего внимания примера привел практику автоклуба города Апатиты: там благодаря своеобразной игре «найди автомобиль» с помощью sms-сообщений членов клуба о конкретной пропавшей машине удалось свести угоны автотранспорта почти к нулю. Понятно, что в многомиллионном Санкт-Петербурге такая практика вряд ли сработает аналогичным образом, но почему бы не задействовать все варианты?
По мнению Холодова, финансовый кризис вынудит автоугонщиков сменить приоритеты и начать угонять недорогие машины – в первую очередь, для продажи на запчасти. Правозащитник уверен, что кризис также повлечет многочисленные случаи страхового мошенничества. У водителей, застраховавших свое авто в валюте, будет соблазн получить страховую выплату в выгодном пересчете на подешевевшие рубли.
Кроме того, считает руководитель Комитета защиты прав автомобилистов, в северной столице скоро будут популярны «московские» силовые методы угона: выкидывание владельца из машины, усыпление его с помощью хлороформа, кражи с платных стоянок, поскольку в последнем случае крайне редко бывает, чтобы охранники действительно несли материальную ответственность за охраняемые объекты.
Такой экзотический вариант, как угон с помощью эвакуатора, в Санкт-Петербурге пока непопулярен. «Это уж совсем экзотика или очень дорогостоящий заказ, какие все-таки бывают нечасто», – комментирует представитель ассистанской компании «ЛАТ» Алексей Дружинин.
Силовой захват или тонкий взлом сложнейших электронных систем, разбор авто на запчасти или тупое выбивание окна – в любом случае эксперты однозначно приходят к мысли, что интерес преступников сместится на машины бюджетной категории. Поэтому и производители охранных систем перестраиваются и даже не скрывают, что будут демпинговать.
«Все готовятся к демпингу, – говорит руководитель Северо-Западного «Аркана» Александр Юшин. – Готовим антикризисные системы, оборудование. Востребованность недорогих систем будет расти. И мы готовы идти в нижний ценовой сегмент».
Впрочем, специалисты дружно отмечают еще одно важнейшее слагаемое надежной защиты: собственно, реагирование на угон. Если подобной системы нет, то никакие самые сложные противоугонные системы не спасут авто, а то и усугубят ущерб. К примеру, при угоне от жилого дома злоумышленники нередко блокируют дверь подъезда, и хозяину остается просто ждать, когда вместо своего «железного коня» он обнаружит его «подковы». А в худшем варианте – владелец сам становится жертвой.
Однако, в целом специалисты оптимизма не теряют. За угон в ближайшее время законодатели обещают давать преступникам уже более весомые сроки, и шансы защитить свою собственность хоть «бутербродом», хоть «капустой», а хотя бы и установкой морского ревуна в кабине, еще есть.
[Via http://newsland.ru]
Подпишитесь на каналы
Сообщения [Atom]
Отправить комментарий