Суд впервые разрешил неофициальным дилерам ввозить фирменные автозапчасти для иномарок в Россию. До сих пор на законных основаниях этим могли заниматься только официальные импортеры автопроизводителей. Участники рынка считают, что судебный прецедент может изменить всю структуру рынка автокомпонентов. Автомобилисты от этого только выиграют. Столкнувшись с усилением конкуренции, официальные дилеры вынуждены будут пойти на снижение цен на автозапчасти, считают эксперты.
В начале сентября арбитражный суд Москвы вынес беспрецедентное решение по делу компании "Автологистик", которая этой весной пыталась ввести в Россию партию автозапчастей для автомобилей Honda и Nissan из 243 наименований. Запчасти были оригинальными, но вот сама компания не являлась уполномоченным импортером японских производителей. Таможенники и официальные российские дистрибуторы Honda и Nissan посчитали, что "Автологистик" провозит товар незаконно. Выборгская таможня изъяла товар и подала иск в суд с требованием привлечь "серого" импортера к ответственности по ст. 14.10 Кодекса об административных правонарушениях, которая предусматривает конфискацию товара и штраф в размере 30-40 тыс. руб. Официальные российские дистрибуторы японских производителей выступили в иске третьими лицами.
К удивлению истцов московский арбитраж поддержал неофициального импортера. Суд признал законным ввоз автозапчастей в Россию без разрешения производителей, пишет сегодня "Коммерсант", в распоряжении которого оказалось это решение. До сих пор подобные суды неофициальные дилеры проигрывали, так как закон о товарных знаках в редакции 2002 г. запрещал ввозить товар без соответствующей лицензии.
Как удалось доказать правоту
Выиграть судебный иск представителям компании "Автологистика" помогло вступление в силу с 1 января этого года четвертой части Гражданского кодекса, по которому закон от 2002 г. утратил силу. Ст. 1515 ГК запрещает использовать товарный знак только в отношении контрафактных товаров, а ввозить оригинальные товары не запрещает. "Автологистика" же в суде доказала, что ввозимые ею автозапчасти являются подлинными товарами Honda и Nissan. В итоге арбитраж Москвы полностью оправдал действия неофициального импортера, тем самым дав зеленый свет и для остальных "серых" дилеров.
"Пугающие" последствия
Участники рынка, опрошенные газетой, серьезно обеспокоились решением суда. Беспрецедентный судебный случай может полностью изменить структуру рынка запчастей, а также порядок ценообразования. Официальные импортеры и дилеры потеряют контроль над рынком запчастей и столкнутся с узаконенной жесткой конкуренцией со стороны "неофициалов", считают эксперты. Терять же рынок запчастей, объем которого по итогам 2007 г. оценивается агентством "Автостат" в $24,8 млрд, никто не хочет. От продажи автозапчастей автодилеры получают не менее 30% чистой прибыли.
Теперь этими доходами придется делиться с серыми дилерами, которые за счет более низких цен могут достаточно быстро захватить серьезную долю на рынке оригинальных запчастей.
Выиграют автомобилисты
Юристы, опрошенные газетой, считают, что параллельный импорт позволит потребителям сравнивать цены у "серых" дилеров и "официалов" и требовать снижения последними цен. По экспертным оценкам, "серые" дилеры продают оригинальные запчасти на 15-20% дешевле, чем официальные дилеры. В будущем "официалами" может заинтересовать ФАС. Пока антимонопольная служба не может им ничего сделать, говорят юристы. Но скоро может быть принят законопроект, по которому наказывать за "злоупотребление рыночной властью" будут компании, являющиеся монополистами формально. Тогда-то официальных дилеров и могут ждать неприятности.
Ольга Самофалова
[Via http://www.newsland.ru]
Подпишитесь на каналы
Сообщения [Atom]
Отправить комментарий