Второй раз за год европейский автопром вынужден сокращать объемы производства. Первая волна сокращений была вызвана падением спроса на автомобили вследствие роста цен на бензин. Так, весной в Германии цена на литр обычного бензина резко поднялась с прежних 1,4 до 1,6 евро, аналогичные повышения цен наблюдались и в других странах Евросоюза. Однако нынешнее падение спроса куда более фундаментально — и вызвано глобальным финансовым кризисом. Все меньше европейцев готовы купить себе новую машину — а те, кто готов сделать приобретение, часто не могут рассчитывать на получение доступного ранее дешевого кредита. В итоге один за другим ведущие производители автомобилей в Европе объявляют о сокращении объемов выпуска своей продукции. В результате целые автомобильные заводы на территории Европы вынуждены останавливаться на долгие недели.
«Автомобильная промышленность Германии все более сильно страдает от кризиса, развивающегося в мировой экономике. Сокращение производства и приведение его в соответствие со спросом — неизбежное следствие этой ситуации. На протяжении многих лет мы указывали на то, что, несмотря на то что ассортимент нашей продукции гораздо более широк, чем предложения других производителей, в то же время объемы продаж легковых автомобилей на таких важных рынках, как США и Западная Европа, и даже на немецком рынке, постепенно развиваются в невыгодную для нас сторону», — пояснил «Эксперту Online» пресс-секретарь Союза автомобильной промышленности Германии (VDA) Андреас Клаус.
Развитие ситуации в невыгодную сторону фактически означает остановку производственных конвейеров. Так, принадлежащая американскому концерну GM компания Opel объявила о временном закрытии двух своих заводов на территории Германии. Производство автомобилей прекращено на заводах в Бохуме (производство моделей Astra и Zafira) и Айзенахе (производство модели Corsa). «Это вызвано последствиями финансового кризиса. У людей на руках мало денег, и они не покупают автомобили», — заявили в пресс-службе компании. По данным, распространенным Opel, к концу года компания выпустит примерно на 40 тыс. автомобилей меньше, чем планировалось. Сокращение производства произойдет и на испанском заводе Opel в городе Сарагоса: здесь в течение ближайших 12 месяцев будет отменена ночная смена. Некоторые сокращения коснутся и заводов в Великобритании, где Opel производит свои машины под маркой Vauxhall.
«На различных заводах компенсация за пропущенные рабочими недели организована по-разному. Часто оплата частично финансируется из средств, накопленных рабочими за время сверхурочной работы», — поясняет «Эксперту Online» пресс-секретарь профсоюза работников металлообрабатывающей промышленности Йорг Кетер.
Между тем с невозможностью сохранения прежних объемов производства столкнулась в Германии и компания Ford. Завод Ford в немецком Саарлуи вынужден уволить более 200 сотрудников, а завод под Кельном сокращает производство, заявил пресс-секретарь Ford в Германии Бернд Майер. Между тем Майер не уточнил, на сколько именно единиц продукции будет сокращено производство Ford. Завод в Саарлуи производит автомобили моделей Focus, C-Max и Cougar.
Остановки производства коснулись и концерна Daimler, производящего автомобили под марками Mercedes, Smart и Maybach. Крупнейший завод Daimler на территории Германии, находящийся под Штутгартом в городе Зиндельфинген, остановит производство зимой на неделю раньше, чем предполагалось: уже сейчас ясно, что рабочие выйдут на рождественские каникулы 17 декабря. Дата окончания каникул не определена, но возможно, они продлялся до 18 января 2009 года. В июле этого года Daimler уже объявлял об уменьшении годового производства автомобилей на 45 тыс. единиц. Теперь предполагается новое сокращение — еще на 35 тыс. Заводы Daimler на территории США также уменьшат выпуск авто. Специализирующемуся на автомобилях класса люкс Daimler совершенно не удается находить рынки сбыта для своей продукции: единственной моделью, чей объем продаж вырос за последний год, стал Mercedes C-Klasse. Общий объем падения продаж концерна по сравнению с 2007 годом, когда было продано 1,29 млн автомобилей, составил 16%. «Мы не можем поменять ситуацию на рынке. Единственное, что мы можем сделать, — это привести объем нашей продукции в соответствие со спросом», — признал глава совета директоров Daimler Дитер Цече. «Нашей основной целью является поддержание производства на минимальном уровне», — пояснил пресс-секретарь Daimler Флориан Мартенс. Тем не менее руководство Daimler полагает, что общий объем продаж по итогам 2008 года все-таки превысит планку в 1,3 млн автомобилей. Очевидно, такой прирост будет достигнут введением существенных скидок: концерн понизил прогноз оперативной прибыли в 2008 году с 7,7 млрд до 7 млрд евро. Впрочем, существенные скидки предлагают на европейских рынках и другие производители. Так, входящая в концерн GM Chevrolet предлагает европейским покупателям свой внедорожник Captiva со скидкой 30% — за 22,4 тыс. евро — так что ценовая конкуренция на европейском рынке будет усиливаться.
В Чехии производство сокращает и компания Skoda, входящая в концерн Volkswagen и поставляющая 12% выручки концерна. По данным, распространенным Skoda, производство в октябре будет остановлено на неделю. Это уже вторая остановка в течение этого года: в августе заводы Skoda уже вставали на одну неделю. Тем не менее, по заверениям пресс-секретаря компании Ярослава Черны, Skoda все равно полагает, что к концу года объем выпуска автомобилей превысит 700 тыс. единиц, что станет новым рекордом Skoda (в прошлом году Skoda произвела 632 тыс. автомобилей, в позапрошлом — 550 тыс.).
Пока что единственным немецким автоконцерном, объявившим об отсутствии планов по сокращению производства, остается Porsche. По заявлению пресс-секретаря Porsche Альбрехта Бамлера, на заводах компании в Штутгарте и Лейпциге конвейеры работают с полной загрузкой. «Тем не менее мы держим руку на пульсе», — уточнил Бамлер.
Между тем даже преодоление кризиса не будет означать автоматического восстановления спроса на легковые машины в полном объеме. По мнению Андреаса Клауса из VDA, снижение спроса вызвано еще одной причиной. «В данный момент причины этого лежат не только в беспокойстве потребителей, вызванном тяжелой ситуацией на финансовых рынках, но и в неуверенности потребителей в том, как именно будет выглядеть политика в отношении личных передвижений в будущем. Например, Германия уже два года подряд затягивает с принятием обещанной реформы налога на транспортные средства и с ориентацией его на объемы выхлопа углекислого газа», — объясняет Клаус.
Представители профсоюза металлообрабатывающей промышленности настроены чуть более оптимистично, хотя и признают сложность ситуации. «Мы пристально следим за происходящим. В настоящее время сокращения производства все еще остаются в Германии единичными фактами. Дискуссии ведутся вокруг Opel и Daimler, однако пока что нельзя делать каких-то точных прогнозов о развитии ситуации», — заявил Йорг Кетер.
Сергей Сумленный
[Via http://www.newsland.ru]
Подпишитесь на каналы
Сообщения [Atom]
Отправить комментарий