Призывая пересесть на отечественные автомобили и поддержать наших производителей, правительство и АвтоВАЗ не сделали ничего, чтобы хоть как-то повысить безопасность водителей. За 40 лет выпуска Жигулей ситуация принципиально не изменилась. Народный автомобиль остается смертельно опасным средством передвижения.
Наверное, нельзя русских людей за границу пускать. Насмотрятся всякого, потом будут на родине недовольно по сторонам смотреть. Этот тезис был справедлив всегда, и до Петра Великого, и после, и в советские годы.
И сейчас, когда никто никого за рукав не держит, и наш человек может свободно на Запад ездить, все чаще слышны высказывания, мол, отстаем, не догнать, дайте нам такое же как там. Не дело это, конечно.
Взять, например, западные (или дальневосточные) автомобили. Правительство готово разогнать пару демонстраций и вынудить граждан забыть про иностранные излишества и сесть-таки на отечественные машины.
Отличная идея, благородная цель, но какой ценой? Не углубляясь в банальности, обсуждая качество и дизайн, надо вспомнить о единственном действительно жизненно важном факторе — безопасности российских автомобилей.
Современные испытания пассивной безопасности — защиты водителя и седоков в случае лобового или бокового ударов — основа сертификационного процесса, а также важнейший критерий выбора для покупателей.
Можно достоверно утверждать, что этот фактор прочно занял место в тройке самых приоритетных, учитываемых при покупке даже суперкаров, не говоря уже о семейных машинах.
Международная организация EuroNCAP разработала систему краш-тестов, по итогам которых можно судить о прочности кузова и о том, какие повреждения могут получить люди, находящиеся внутри автомобиля в момент столкновения.
Большинство наших «туземных», обычно называемых «отечественными», автозаводов ныне выпускают модели, спроектированные в далеком советском прошлом.
И создавались эти автомобили либо вообще без учета элементарных норм безопасности, либо используя советские ГОСТы, которые особой заботой о жизни и здоровья ездоков не отличались. Самое неприятное, что подобной заботой не затрудняли себя и заводы. Советское — значит отличное!
Полное безразличие к потребителю было заметно во всем, даже в выборе донора для первой массовой легковой машины — жигулевслой «копейки».
Ведь, FIAT-124, на агрегатах которого был построен тольяттинский первенец и многие его потомки, хоть и стал автомобилем года в Европе, спустя всего лишь пару лет отошел на второй план в гамме FIAT, оттесненный переднеприводной моделью. Итак, изначально, база для самого популярного отечественного автомобиля устарела еще до выхода его в свет.
Дальнейшее развитие гаммы завода осложнялось ужесточением норм и правил, в частности, ГОСТов, но это не мешало ВАЗу выпускать новые модели, которые по-прежнему оставались охотниками за жизнями своих владельцев.
Из шестнадцати баллов Жигули не набирают и двух
Эксперты газеты «Авторевю» имеют большой опыт по испытанию на прочность автомобилей Волжского автогиганта. Газета провела серию независимых краш-тестов отечественных автомобилей и пришла к неутешительным выводам.
Из бюджетных моделей, таких как ВАЗ-2106 и 2107 или 11113 — «шестерка», «семерка» и «ОКА», — до сих пор востребованных во многих областях страны, — ни одна не предлагает хоть сколько нибудь приемлемой защиты водителя и пассажира. Тяжелейшие, если не летальные травмы головы, конечностей и грудной клетки при лобовом ударе практически гарантированы.
Из шестнадцати возможных баллов в тесте EuroNCAP эти машины не набирают и двух. И то, надо заметить, эти оценки находятся в пределах погрешности расшифровки результатов.
За сорок лет производства завод не удосужился внести никаких принципиальных новшеств, улучшающих безопасность своей продукции. Даже элементарные брусья-усилители дверей встречаются не на каждом товарном автомобиле.
Еще один отпрыск ВАЗа, модель 2109, «девятка», показал себя в нескольких краш-тестах примерно на том же уровне, что и старшие собратья.
Конструкция кузова и качество сборки приводят к стабильному недобору баллов на тестах (максимум четыре из шестнадцати), а в реальности — к смертям и травмам людей, рискнувших связаться с отечественным автопромом.
А ведь при росте тестовой оценки на пять баллов смертность при авариях падает на треть. Страшно считать, сколько жизней было отнято понапрасну.
«Нива» набрала ноль баллов
Ничего радостного не увидели эксперты «Авторевю», проанализировав деформации кузова ВАЗ-2121 «Нива».
Предмет гордости советских инженеров, популярный в том числе у итальянских и греческих фермеров, показал себя потенциальным убийцей, набрав круглый ноль в тесте EuroNCAP.
Это, впрочем, неудивительно, ведь в основе «Нивы» лежит почти та же платформа, что и у допотопной «шестерки». Современная реинкарнация тольяттинского внедорожника, Chevrolet Niva, продукт, который создал АВТОВАЗ, но за который отвечает теперь СП с General Motors, в базовой комплектации демонстрирует опасно низкие результат, не дотягивая и до двух баллов. Смерть и разрушения.
Новые модели «подгоняют под ответ»
Современные модели, выпускаемые в Тольятти, «десятое» семейство и «Калина» справляются с тестами лучше, хотя и не блестяще. Они создавались или доводились в недавние годы, когда введение в России в 2005 году международных норм пассивной безопасности было уже не за горами. Условия проведения испытаний по недавно введенным правилам несколько мягче EuroNCAP, но все же, это значительный прорыв.
Так, «Калина» набрала 5,6 балла, а «десятка», ныне «Priora» — от четырех до шести. Результаты растут, но как признаются сами инженеры завода, зачастую происходит «подгонка под ответ».
Ради получения заветного сертификата производятся точечные модификации автомобиля, приводящие к удовлетворительным выкладкам, но не влияющие на реальную защиту людей.
Безопасные Жигули-люкс стоят 15 000 долларов
Люксовые модификации, доступные для почти всех вазовских автомобилей, с подушками безопасности и улучшенными ремнями, демонстрируют кардинально лучшие показатели, но выходят при этом на ценовой уровень, ранее «Жигулям» не свойственный (примерно $ 15 000).
Водитель скромного достатка, подыскивающий надежную, недорогую и безопасную машину, до недавнего времени был вынужден выбирать среди подержанных иномарок.
В преддверии повышения пошлин АВТОВАЗ уже объявил о повышении цен на свои автомобили и готовится извлечь максимальную пользу из грядущего монополизма на рынке. Стоит ли говорить, что при отсутствии должной конкуренции можно будет забыть об улучшении продукции за ненадобностью?
Размер не имеет значения
Оставшиеся могикане советского автопрома, «Волга» и «Уазик», продолжают грустный список. Ничего, кроме размера машины, длины капота и количества металла перед водителем не может спасти его жизнь. Нет ни особых деформируемых зон, ни подушек безопасности.
И уже не важно, полтора балла или четыре наберет такой монстр в краш-тестах. Все результаты ниже пяти баллов считаются попросту недостаточными, чтобы допустить автомобиль на дорогу. Но их допускают.
По данным ГИБДД в стране зарегистрировано более 20 миллионов отечественных автомобилей старше десяти лет. И новые убийственные коробки продолжают сходить с конвейеров. Даром, что названия пишутся теперь басурманскими буквами. Отечественное — значит лучшее. Особенно, когда другого нет.
Иван Шишкин
[Via http://newsland.ru]
Подпишитесь на каналы
Сообщения [Atom]
Отправить комментарий