Рытвины и выбоины на дорогах, открытые колодцы и сосульки, норовящие упасть сверху,- обычная угроза для автомобилистов. Дорожники и чиновники привычно грешат на недостаточное финансирование и климат, однако уже немало прецедентов, когда организациям, ответственным за эксплуатацию дорог и зданий, пришлось расплачиваться с владельцами разбитых машин. Успеха удавалось добиться тем водителям, которые знали свои права.
Дорожная отметка
По данным Департамента обеспечения дорожной безопасности (ДОБДД) МВД России, 18% ДТП происходят из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог. В прошлом году в России из-за плохих дорог произошло 43 тыс. аварий, погибли при этом более 6,5 тыс. человек. В ноябре мэр Юрий Лужков раскритиковал работу коммунальщиков и московской ГИБДД, подчеркнув, что в обязанности автоинспекции входит надзор за техническим состоянием дорог и светофоров, который осуществляется "неудовлетворительно". По официальным данным, к началу ноября доля происшествий в Москве из-за плохого состояния дорог составила 5,5% (604 случая) от всех ДТП. Это меньше показателей в регионах, где состояние дорог зачастую толкает автомобилистов на акции протеста. Например, этой весной около ста автомобилистов собрались на центральной площади Архангельска и проехали по улицам, бросая цветы на самые разбитые участки дорог.
Статья 26 закона "Об автомобильных дорогах", вступившего в силу в ноябре прошлого года, обязывает дорожные службы компенсировать ущерб, полученный автомобилем из-за несоответствующего состояния дорог. Впрочем, отмечают юристы, правоприменительная практика после вступления закона в силу не изменилась: для получения компенсации за повреждения по-прежнему нужно получить справку в ГИБДД, и если на ее основании дорожники отказываются возместить ущерб, нужно подавать документы в суд.
По данным межрегионального центра "За безопасность российских дорог", сумма материальных претензий к балансодержателям российских дорог в 2007 году превысила 270 млн руб. Суммы претензий будут расти, а сейчас дело тормозится лишь инертностью судебной системы и несовершенством исполнительного производства, считает глава центра Дмитрий Леонтьев.
В одну воронку
Автофорумы в интернете пестрят рассказами о том, как машины, влетев в яму или открытый колодец, получают серьезные повреждения. Известных примеров, когда автолюбителям удавалось защитить свои интересы, намного меньше. Но они есть. В Омске водитель "ВАЗ-2102" влетел в выбоину, исковеркал машину, получил травму и отсудил у местной администрации 25 тыс. руб., рассказывает представитель компании "Автоюрист" Олег Пигусов. Жителям Улан-Удэ (колесо их машины угодило в открытый люк, и машину выбросило на встречную полосу прямо под "КамАЗ"), удалось заставить "Водоканал" выплатить им 53,3 тыс. руб.
Параметры и нормы качества асфальта устанавливаются Государственным стандартом РФ. Полное название документа - ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". По ГОСТу, размеры отдельных просадок асфальта и выбоин не могут быть больше 15 см по длине и 60 см по ширине, а глубина ямы или высота выбоины на дороге не должна превышать 5 см. "Если хотя бы один из этих параметров не соблюден, виноваты дорожные службы",- говорит председатель межрегиональной общественной организации "Комитет защиты прав автомобилистов" (КЗПА) Александр Холодов.
ГОСТ регламентирует и состояние люков. В документе сказано, что "не допускается отклонение крышки люка относительно дорожного покрытия больше, чем на 2 см". Чуть больше - 3 см - предел отклонения решетки дождеприемника относительно асфальта. За лишние сантиметры в столице ответственность несут, как правило, "Мосводоканал" или "Мосводосток", поскольку в их ведении находится больше всего смотровых колодцев (свыше 400 тыс. и 155 тыс. соответственно). ГОСТ отводит "не более суток" с момента обнаружения "нестандартной" ямы, чтобы ее заделать. Относительно люков и решеток нормы еще суровее: на их замену отводится "не более трех часов". Причем сразу после обнаружения недостатка должны быть установлены дорожные знаки, информирующие о ремонтных работах и неровной дороге. Яма глубиной более 5 см должна быть огорожена сигнальными огнями. Выставляются также светоотражающие конусы, а в том случае, если ведутся более масштабные дорожные работы, дорожники обязаны ставить ограждения, не допускающие движение автомобилей в этом направлении, рассказывает юрист Надежда Швецова. Если водитель въехал в ограждение дорожного строительства или в знак "светящиеся стрелки", он и виноват: ПДД предписывают, что водитель должен соблюдать скорость и дистанцию, которые позволили бы ему принять на дороге своевременное решение.
Твердые доказательства
Зачастую проблемы для себя создают сами автомобилисты, сетуют правозащитники. "Очень часто бывает так, что человек влетел в яму, подвеска бухнула, но машина-то на ходу, он и поехал дальше,- поясняет Холодов.- А потом в мастерской понял, что должен вложить в ремонт кучу денег". Если такой водитель обратится в ГИБДД, то протокол он, может, и получит, но может получить еще и лишение прав на год-полтора или арест на 15 суток за бегство с места ДТП. А что это именно ДТП, подтверждает п. 1.3 ПДД РФ: "Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб". "Иной материальный ущерб" есть, движение по дороге есть, есть и событие: классические признаки ДТП. Прокомментировать такую практику и высказать отношение автоинспекции к проблеме плохих дорог корреспонденту "Денег" в ДОБДД МВД РФ отказались.
Прежде чем вызвать патруль ГИБДД, водитель, как причастное к ДТП лицо, должен выполнить возложенные на него обязанности (п. 2.5 ПДД): остановить автомобиль, включить "аварийку" и выставить знак аварийной остановки. Затем неплохо бы позаботиться об очевидцах. Достаточно двух-трех свидетелей. Ими могут выступить и пассажиры, находящиеся в вашей машине, в том числе родственники. Хотя, по словам Александра Холодова, сотрудники ГИБДД и без свидетелей фиксируют все обстоятельства ДТП. Правозащитники советуют водителям не забывать делать это и самостоятельно. Фотографировать яму следует с нескольких ракурсов вместе с каким-то предметом (пачка сигарет, мобильный телефон, зажигалка), чтобы были понятны ее размеры.
После приезда патруля ГИБДД нужно принимать непосредственное участие в составлении протокола, настаивают юристы. Главное - установить размеры ямы, в которую попал автомобиль, поскольку именно от ее величины зависит соответствие ГОСТу, нарушение которого и может быть основанием возложения вины на обслуживающую этот участок дороги организацию. Кстати, часто сложно определить, кто должен нести ответственность: бывает, что дорога одна, а ее участки находятся в ведении разных организаций. Зато в каждом территориальном подразделении ГИБДД предусмотрена специальная должность - инспектор состояния дорог: он обязан следить за всем, что касается ям, луж, канализационных люков, фонарей, светофоров и знаков. Этот инспектор и поможет найти ответчика.
Внимательно изучите все документы, составленные сотрудниками ГИБДД и предлагаемые на подпись, обратив особое внимание на описание состояния дороги и повреждений, полученных автомобилем. Ведь гаишники могут приписать, скажем, нарушение скоростного режима: тогда виноваты в ДТП вы. Постановления ГИБДД можно опротестовать в райсуде в течение 10 дней, зачастую это реально, считает Александр Холодов.
Ст. 12.34 КоАП гласит, что руководитель дорожной службы может быть оштрафован на сумму от 2 тыс. до 3 тыс. руб. за плохое состояние дороги, а сама организация - на сумму от 20 тыс. до 30 тыс. руб. Деньги в пользу водителя взыскиваются в соответствии с суммой, признанной экспертизой. Просить о привлечении дорожников к ответственности следует в ГИБДД. "Если выпишут штраф хотя бы на 2 тыс. руб.,- говорит Александр Холодов,- то в суде это будет еще одним доказательством вины дорожников".
Если сотрудники ГИБДД не выдают справки о ДТП, не говорят, какая организация несет ответственность за эксплуатацию участка дороги, а то и скрывают их координаты, необходимо обращаться в прокуратуру. Прокурор обязан в течение 20 суток истребовать все необходимые материалы по делу и принять решение о виновности дорожников, сообщить вам их юридический и физический адрес, а если последствия ДТП носят уголовный характер (нанесен материальный ущерб от 500 МРОТ и выше или имеются пострадавшие), прокурор обязан направить дело в суд.
Подсчет потерь
После того как ГИБДД признает, что вы не виноваты в случившемся, нужно провести оценочную экспертизу автомобиля, а на оценку заказным письмом или телеграммой пригласить представителей дорожников. Не важно, что они не явятся: вам для суда нужна копия приглашения.
По словам замгендиректора компании "Омега" Андрея Шачина, оценка обойдется водителю в 2,5-4 тыс. руб. (в зависимости от того, надо ли выезжать оценщику на место ДТП или нет). В компании "Городское бюро товарных экспертиз" "Деньгам" рассказали, что итоговая цифра отчета о стоимости ущерба, причиненного автомобилю, прямо рекомендуется законом "Об оценочной деятельности в РФ" в качестве рыночной стоимости объекта оценки. Применив подобную тактику, вы пресечете все попытки ответчика втянуть суд в дискуссию о фактически затраченных средствах на ремонт: действия, которые истец произвел со своим автомобилем, суд волновать не будут.
Перед обращением в суд можно составить претензию к дорожникам, изложив суть случившегося и приложив копии всех документов, имеющих отношение к ДТП, с предложением добровольно возместить нанесенный вред. В суд нужно идти, если в течение месяца после отправки требования вы не получили ответа или ответчик отказался добровольно возместить ущерб.
Как утверждает Александр Холодов, в 40-50% случаев деньги выплачиваются без суда. Если у автомобилиста есть полис добровольного автострахования, то страховщик выплатит деньги за ремонт. Тогда взыскать компенсацию с дорожных служб может уже страховая компания. Впрочем, как сказали "Деньгам" в нескольких из них, удается это редко. "Страховая компания осуществляет компенсацию ущерба на основании справки о ДТП, предоставляемой клиенту в ГИБДД. В этих справках состояние дорожного покрытия или другие дорожные проблемы крайне редко указываются в качестве причины аварии, поэтому практика регрессных исков к дорожным службам не распространена",- комментирует директор Центра экспертизы и урегулирования убытков по автотранспорту РОСНО Дмитрий Алексеев.
Тем не менее в начале октября компания "Русский мир" выиграла иск к "Мурманскводоканалу" о возмещении ущерба от аварии, произошедшей в результате наезда застрахованного автомобиля на открытый канализационный колодец. Как рассказали "Деньгам" в "Русском мире", машина получила серьезные повреждения, размер ущерба составил свыше 250 тыс. руб. Заплатив владельцу машины, компания обратилась за возмещением убытков в "Мурманскводоканал". В досудебном порядке требование удовлетворено не было. Отказал в удовлетворении иска и арбитражный суд Мурманской области, ссылаясь на недоказанность причинно-следственной связи между повреждением автомобиля и тем, что ответчик не закрыл люк. Но 13-й арбитражный апелляционный суд установил, что предприятие не выполнило надлежащим образом свои обязанности и является ответственным за причинение ущерба. Такое решение не удовлетворило "Мурманскводоканал", и предприятие обратилось в ВАС, который вынес решение в пользу страховщика. По мнению замгендиректора СК "Русский мир" Андрея Знаменского, подобное решение - важный прецедент.
Ледовое шоу
Если машину занесло на льду и в результате заноса произошло ДТП, то виноват будет автовладелец, говорят юристы. Согласно п. 10.1 ПДД, водитель должен выбирать скорость и дистанцию, исходя из дорожных и погодных условий. А вот лед, упавший на припаркованную машину с крыши, это, как правило, вина организаций, эксплуатирующих здание. Юрист Павел Шеляпин рассказал "Деньгам", как он помогал теще, на автомобиль которой упала глыба льда.
По его словам, самое главное - это свидетели. "Их надо буквально хватать и фиксировать их данные, иначе через пару минут они исчезнут",- говорит Шеляпин. Следующий шаг - вызвать на место происшествия сотрудников милиции (ГИБДД не подойдет - "столкновение с сосулькой" ДТП не считается). У милиционеров необходимо получить копию протокола осмотра места происшествия и обязательно проследить за тем, чтобы были зафиксированы все повреждения. После этого в местном ОВД надо получить письменный отказ в возбуждении уголовного дела.
Затем надо оценить ущерб у независимого эксперта. После этого следует узнать, на чьем балансе находится здание и кто ответствен за уборку крыши. По закону за очистку крыши отвечает руководитель (главный инженер) ДЕЗа или другой подрядной организации, которая следит за домами.
Определение надлежащего ответчика - не такая уж и праздная проблема: потерпевший может столкнуться с тем, что у здания несколько владельцев и непонятно, кто отвечает за эксплуатацию кровли и уборку снега. Если сосулька на авто упала с жилого здания, юристы рекомендуют подать заявление о возбуждении дела об административном правонарушении (АП) по ст. 7.22 КоАП "Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений" в госжилинспекцию (находятся обычно при администрации района). Если здание нежилое, а государственное или муниципальное, тогда статья КоАП будет другая (7.24 - "Нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта"), и подавать заявление следует в прокуратуру (рассматривает мировой или арбитражный суд). Если суд или жилинспекция признают АП, то в деле о возмещении убытков это будет совсем не лишним доказательством вашей правоты. А уж затем можно подавать в суд. "Сложности при взыскании ущерба не возникает",- уверяет президент Гильдии российских адвокатов Гасан Мирзоев.
При падении на машину рекламного щита, дорожного знака или дерева схема действий автовладельцев такая же, разные только ответчики, определить которых помогут в милиции.
Роман Рожков
[Via http://newsland.ru]
Подпишитесь на каналы
Сообщения [Atom]
Отправить комментарий