"Российская газета" публикует важный для миллионов автовладельцев документ: совместный приказ двух ведомств - Федеральной налоговой службы и МВД.
Он обяжет автоинспекцию и налоговиков незамедлительно сообщать друг другу все новые сведения о машинах и их хозяевах. Задача - избавить автовладельцев от ошибок при начислении налога. В идеале человеку уже не придет из налоговой платежка за давно проданный автомобиль.
Как будет происходить обмен информацией между гаишниками и налоговиками? Подробности рассказал и.о. начальника управления информатизации ФНС России Виталий Колесников.
Такой обмен позволит наладить индивидуальный контроль за своевременной уплатой транспортного налога каждым конкретным автовладельцем каждого транспортного средства. При этом будет выявлена не только задолженность по этому налогу, но и переплата. И даже обеспечен ее возврат.
Многие автомобилисты сталкиваются с ошибками: по почте приходит письмо из налоговой с требованием уплатить транспортный налог за автомобиль давно минувших дней. Он мог быть продан и год назад, и пять лет назад, разбит и списан в утиль, а налоговое ведомство исправно насчитывало по нему налоги и штрафы за их неуплату. Причиной была неразбериха в документах. По идее, после того как вы сняли машину с учета, данные об этом должны были поступить в налоговую. Однако зачастую они отправлялись с большим опозданием, терялись при пересылке или в чиновничьих кабинетах. Однако ответственность за это никто не нес, а крайними, как всегда, были автовладельцы.
Еще пять-шесть лет назад уплату транспортного налога контролировало ГАИ. Вы приходите на техосмотр - предъявите квитанцию об уплате налога. Вы снимаете или ставите машину на учет - снова покажите квитанцию. Но систему решили поменять, у ГАИ эту функцию изъяли, а за сбором с лошадиной силы стала следить налоговая инспекция - рассчитывать налог и высылать квитанцию об уплате по адресу хозяина машины. Госавтоинспекция же должна была передавать туда исходные данные о регистрации или снятии автомобилей с учета. Механизм взаимоотношений между этими двумя ведомствами не могли отладить. Некоторые автовладельцы все еще ни разу не видели квитанции о транспортном налоге, другие же, наоборот, платят за себя и за того парня.
Вполне могла случиться и такая ситуация: автовладелец получал два письма одновременно. В одном - квитанция об уплате налога за машину, которая за ним якобы числится, в другом - требование об уплате налога за прибыль, полученную в результате реализации того же самого автомобиля.
Разобраться в этих хитросплетениях добросовестному автовладельцу, который снял машину с учета и продал ее, довольно сложно. Нужно сначала собрать комплект документов, лишний раз наведаться в ГАИ, чтобы получить подтверждение того, что машина уже давно за ним не числится, потом поехать в налоговую, чтобы весь этот комплект представить. Там, в самом лучшем случае, его не заставят заполнять декларацию. Хотя, как правило, заставляют.
Ведь если машина продана, то ее бывший владелец получил соответствующую прибыль. Другой вопрос: облагается ли эта прибыль налогом? По закону налогом не облагается сделка, если стоимость проданной машины меньше 125 тысяч рублей. Подтверждением служит договор купли-продажи.
Как пояснили в Департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД, при обмене данными происходило значительное количество ошибок, что приводило к обоснованным жалобам граждан.
С выходом нового совместного приказа ситуация должна измениться. Во-первых, усовершенствовали процесс передачи данных. Во-вторых, определены четкие сроки передачи данных из ГАИ в ФНС: информация обо всех транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года должна обновляться ежегодно, до 1 февраля. А при продаже и смене собственника автомобиля - в течение 10 дней после регистрации или снятия с регистрации транспортных средств. Причем с указанием "мотивов". Например, в связи с изменением места регистрации, вывозом авто за пределы России, прекращения права собственности (отчуждение или конфискация транспортного средства) и т.д.
Налоговики и гаишники будут также внимательно следить и за переменами в личной жизни автовладельцев - изменение места жительства, фамилии.
Как раз сейчас вступил в силу регламент о регистрации транспортных средств. По нему автовладелец может зарегистрировать свою машину не только по месту жительства, а в любом подразделении ГИБДД в границах региона. Поэтому данные о собственниках автомобилей будут передаваться не в местное отделение налоговой инспекции, а в региональное.
Надо сказать, что обмен информацией между двумя ведомствами должен быть строго защищен, чтобы не допустить разглашения персональных данных. Например, гаишники не могут требовать с автовладельцев номеров ИНН или еще каких обновленных данных, которые собственник машины по своим причинам не хочет озвучивать. В случае расхождения или при недостаточности сведений для исчисления транспортного налога, содержащихся в базах данных Госавтоинспекции и ФНС, эти ведомства по согласованию друг с другом могут откорректировать данные.
Передача такой информации была обкатана на нескольких регионах. Еще два года назад ГИБДД и налоговая начали эксперимент по новому способу взаимодействия. Результаты эксперимента обнадеживают: количество заплаченных налогов действительно увеличивается, а количество ошибок сокращается.
Впрочем, один минус все-таки остается. Свою долю сумятицы в вопрос о том, кто и за что должен платить транспортный налог, вносит и будет вносить история с продажей машины по доверенности. А вдруг тот, кому продали, не снял ее с учета и ездит на тех же номерах или, того хуже, не снимая с учета, перепродал ее кому-нибудь, и уже совсем неизвестный человек колесит по дорогам на вашей собственной машине. Но это уже проблемы тех автовладельцев, которые продают машины по доверенности. Им придется платить транспортный налог.
[Via http://news.japancar.ru]
Подпишитесь на каналы
Сообщения [Atom]
Отправить комментарий